Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
53 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №53 г. Иркутск, ул. Севастопольская, д. 214

День учителя речи

12.11.2020

14.11.2020г. отмечается   "День учителя речи"

С трудностями речи сталкиваются и дети, и взрослые. Первые — из - за особенностей развития только что сформировавшегося речевого аппарата. Вторые — после полученных физических или психологических травм, болезней. Человеку, ограниченному в возможности устно или письменно выражать свои мысли, тяжело даются коммуникации с окружающими. Тогда на помощь приходят логопеды — специалисты, корректирующие и предупреждающие дефекты речи.

Немного из истории
Первые упоминания о проблемах в развитии речи детей исследователи относят к периоду Древней Руси. Как такового чёткого разграничения разных дефектов речи у древних славян не было, но уже в то время можно обнаружить, что различались недостатки речи и слуха; недостатки звукопроизношения недостатки голоса, темпа, фразовой речи. Но речевые дефекты они понимали, как болезнь, недуг, посланные на человека высшими или темными силами.

Современные дети имеют нарушения устной и письменной речи. Многие специалисты говорят о негативном влиянии гаджетов на развитие речи ребенка. Сами по себе гаджеты - не зло. Нужно уметь использовать их во благо. Ребенок развивается в деятельности. И не просто в деятельности, а в совместной работе с родителями. Если это будет мультфильм, соответствующий возрасту, и просмотр с мамой, когда она реагирует, обсуждает и комментирует, то ничего плохого  в этом нет.

Полезные мультфильмы для школьников по развитию письменной речи

«Наш друг пиши, читай» https://youtu.be/_w3r2cgOgjc

«Приключения запятой и точки»  https://youtu.be/R_ac2CoXHCE

«Проделкин в школе» https://youtu.be/pLqz_37nC2

«Слоненок и письмо» https://youtu.be/fPp1VBkwY4o

Интересные факты

Специалисты, исправляющие "фефекты фикции" (помните логопеда, воплощенного неподражаемым Роланом Быковым в фильме "По семейным обстоятельствам"?) работают, в первую очередь, с человеческой речью. Вот несколько интересных фактов о ней.
1. Каждый разговор обеспечивает нам немалую физическую нагрузку — в процессе беседы человек задействует около сотни мышц шеи, груди, челюсти, губ.
2. Одни и те же слова могут обретать разный смысл, в зависимости от того, каким тоном и с какой интенсивностью они произнесены. Из будничного вопроса "Как дела?" ваш собеседник сможет сделать вывод о вашем настроении, отношении и ответе, который вы ожидаете получить. Предзаданность смысла ваших фраз контролируется благодаря работе и координации мышц, задействованных в речи.
3. 14 — максимальное количество звуков, которое человек может произнести за 1 секунду.
4. Дети начинают изучать язык еще в материнской утробе. Например, во французских семьях младенцы плачут с повышающейся интонацией, характерной для их языка. В немецких — напротив, с понижающейся.                  5. Человек — единственный из всех млекопитающих обладает весьма широким диапазоном звуков. Благодаря эволюции голосовой аппарат у нас находится в гортани ниже, чем у кого-либо из приматов. Поэтому мы — уникальные обладатели резонансной системы большого спектра, без которой невозможно представить речь и любой из существующих языков.
6. Нежвано в кокам пряодке напнсаиы бвукы в своле. Чолевек сомежт его почерсть, елси певаря и пснлеодяя бвука нхоадтяся на совем мсете. Это подрисхоит из-за тгоо, что члосвеечекий мзог не чтиеат кжадую бкуву, а сичвытеат своло цлекиом.

 А теперь немного практики

"Рассказать скороговорку - тяжелей, чем влезть на горку".

 С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Скороговорки традиционно используются учителями - логопедами при автоматизации поставленных звуков у детей. Дикция педагогов тоже должна быть чёткой. Предлагаю вам потренировать свой артикуляционный аппарат и произнести скороговорки.

https://youtu.be/qLKDBO3J7yw

«Пословицы»

Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:

Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)

Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)

Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)

Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит») .

Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)

Поставьте правильно ударение

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно сразу  же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму.

Проверьте себя и поставьте ударение в словах

Логопеды, как никто знают, что речь взрослого должна быть образцом для подражания. К сожалению, достаточно часто мы слышим, как неправильно говорят родители, а иногда даже и сами педагоги.

 «Исправь ошибки»

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместоменя. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Следующая новость